Опыт проведения квеста студентами казну им. Аль-фараби в музее «алматы»

KAZMUSEUM.KZ -  Сегодня каждый человек находится в среде естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившийся  процесс развития и распространения знаний является одним из условий, требующих от общества сохранения подобных предметов, утрачивающих свое утилитарное значение. Эти предметы являются реальными признаками уходящей культуры, связывающие каждого из нас с нашей историей. Для сохранения, изучения и представления которых и создаются музеи вот уже на протяжении многих веков.

Сначала музеи ограничивались такими функциями как «хранение, исследование и представление интересных с точки зрения культуры и науки вещей природного и искусственного происхождения». Но систематическая активизация процесса взаимодействия с обществом в развитии музеев привело к постепенному расширению социальных функций музея [1, с.12].

Постепенная модернизация деятельности социокультурного учреждения детерминирует изменение роли человека в музейной сфере. Посетитель музея превращается из пассивного потребителя в активного участника процесса коммуникации. На этом основании наибольшую актуальность приобретают интерактивные формы взаимодействия с посетителями музея.

В связи с ростом значимости культурных факторов развития, а также   повышение роли музеев в социокультурном пространстве нашей страны в начале ХХI века возникла необходимость в подготовке профессиональных музейных кадров. В 2004 г. в системе высшего образования Республики Казахстан появляется новая специальность – «Музейное дело и охрана памятников», которая в дальнейшем способствовала активному вовлечению студентов-музееведов в практическую деятельность культурного учреждения. Формирования музейной профессии тесно связано с развитием социальных функций музея и с процессом дифференциации внутримузейной деятельности [2, с.36]. По мнению Н.Ю. Сойкиной, современные тенденции в развитии музеев, научные и практические разработки в области музеологии потребовали выдвижение новых подходов в подготовке музейных кадров, особенно для культурно-образовательной деятельности, которая сегодня должна учитывать принципы и достижения музейной педагогики, психологии, социологии, навыки социокультурной деятельности [3].

В прошлом году в рамках образовательной программы и дисциплины «Научно-исследовательская работа музея» командой студентов-музееведов 3-го курса (группа МД61Р) специальности «5В041900 - Музейное дело и охрана памятников» был получен практический опыт в планировании, создании и реализации проекта в музее, представленного в формате квеста для детей подросткового возраста.

На сегодняшний день в музейно-педагогической деятельности форма квеста не является совершенно новым явлением, она активно применяется на практике, но еще не успела стать предметом музеологической рефлексии. Тем не менее, уже определены неформальные обязательные признаки квеста: решение участниками логических задач и самостоятельное выполнение поиска необходимой информации и т.д. Данные признаки точно соответствуют некоторым социальным задачам музея, решение которых способствует развитию у посетителей умений самостоятельного поиска информации, критическому анализу и отбору необходимых фактов, развитию коммуникативных навыков, а также организации семейного досуга в культурно-образовательном пространстве.

Проектом предлагалось проведение квеста под названием «Код музея – 1991» для детей от 10 до 15 лет в музее «Алматы», входящее в «Объединения музеев города Алматы». В рамках проекта был разработан маршрут по всему экспозиционному пространству музея и необходимые дополнительные материалы для его проведения с возможностью последующего использования.

Целевой аудиторией проекта неслучайно были выбраны школьники, так как они являются основной группой музейных посетителей. С каждым годом в учебные заведения внедряются все больше программ по воспитанию в детях патриотизма. Однако формальное отношение, возникающее во многом из-за переизбытка данных программ и стандартизированной формы их реализации, позволяют предположить, что в школах не могут в полной степени, за неимением достаточного материала, представить действенное воспитание патриотического духа в школьниках. В данном случае музей может стать центром его сосредоточения и базой для воспитания будущих поколений гордыми гражданами своей страны. Понятие «патриотизм» выступает в сознании граждан параллельно с понятием «независимость». Поэтому год обретения независимости (1991) является важным фактором в формировании активной гражданской позиции и патриотического духа.

Воспитание патриотизма - одна из ведущих задач государства. На важность воспитания детей, формирования у них высоких гражданских и нравственных качеств в своих выступлениях постоянно акцентирует внимание Первый Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. В разные годы были действительны следующие программы и проекты: Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан (2006-2008 гг.), сообщество юных граждан Республики «Жас ұлан» (2011 г.), «Рухани жаңғыру» (2017 г.), «Семь граней Великой степи» (2018 г.). Проект квеста  рассматривает вопрос воспитания патриотического духа через призму исторических событий и является частью воспитательного процесса проводимого в Республике. Данный квест является не просто способом проведения досуга, а хоть и небольшим, но вкладом в дело государства. Важным является не «воспитать», а дать детям понять важность независимости и ее сохранения.

Анализ текущей ситуации определил выбор цели проекта: способствовать развитию социальной активности, творческого мышления и чувства патриотизма у детей среднего и старшего школьного возраста через организацию квеста в музее.

В первую очередь организация и проведение квеста в музее стало практическим опытом для студентов-музееведов. В связи с этим были поставлены следующие задачи проекта, которые соответствовали этапам реализации проекта:

1. Организация командной работы студентов;

2. Разработать маршрут и задания проведения квеста;

3. Договориться о поддержке и предоставлении пространства с Музеем Алматы;

4. Организовать и провести PR-кампанию;

5. Запустить в работу пилотный квест по музею Алматы;

6. Подготовить творческий отчет.

Команда студентов-музееведов в процессе подготовки посетила более 10 квестов немузейного типа, а также ознакомилась с подобными в сети Интернет, на основе которых и разрабатывался данный проект. В частности, были изучены схемы квестов формата «найти предмет и использовать его», «словесные ребусы», «игра слов», «игра с окружением» и т.д. Необходимо отметить также, что данный проект в процессе планирования и организации корректировался при необходимости кандидатом исторических наук, преподавателем КазНУ им. аль-Фараби Г.Ш. Файзуллиной.

В процессе разработки заданий и маршрута квеста учитывались все особенности экспозиционного пространства во избежание в первую очередь механического повреждения музейных экспонатов, а также для комфортного передвижения участников, не мешая посещению экспозиции другими посетителями. На основе изучения экспозиции Музея Алматы были составлены следующие задания, выполнение каждого из которых шаг за шагом вело к самой цели квеста:

Задание №1 Решите ребус (холл музея)





Задание №2 (зал «Древней и средневековой истории Алматы»)

Какие племена населяли территорию Алматы в древности?

(Были даны 4 камня, на каждом из которых имелоь по одной букве: «с», «а», «к», «и». Задача детей: собрать название. Как только они это сделают, они могли отправиться в первый зал, где их ждало знакомство со звериным стилем.)

Некоторые задания квеста раскрывали особенности развития современного общества и способствовали развитию некоторых навыков, необходимых детям в наше время. К примеру:

Задание №11. Зал «Алматы в ХХ веке»

Перевести зашиврованное письмо, лежащее на столе, которое является отрывком из статьи Н.Назарбаева «Семь граней Великой степи.»

(В письме каждое слово написанно на одном из трех языков: казахский, русский, английский).

Наша жеріміз, без преувеличения, became a place,  қайдан происходят көптеген предметы материальной culture. Многое было в өз time изобретено in our краях. В своем дамуында насельники steppe открыли to the world множество техникалық новшеств, стали негіз салушылар изобретений, которые до сих пор use барлық частях света. Шежірелер хранят немало famous фактов, когда ата-бабалар казахов не раз кардинально changed ход саяси и экономической history на обширных кеңістік Евразии.

Одним из важнейших пунктов маршрута квеста был Зал, посвященный Декабрю 1986 года. И соответственно разработанное задание по данному залу должно было иметь исключительную значимость так же, как и Декабрьские события в истории государства.

Задание №13 (Зал, посвященный Декабрю 1986 года.)

Внимательно изучить экспозицию. Каждому участнику необходимо назовать по одному личному предмету участников Декабрьских событий 1986 года. (За правильный не повторяющийся ответ учатники получили зеркало.)

Загляниуть в зеркало. И сказать, кого они видят в нем? (Приблизительные ответы: себя, человека и т.д. Правильный ответ: Гражданина своей страны.)

Общее количество заданий составило 14, каждое из которых соответствовало тематике экспозиционных залов, в которых выполнялись те или иные логические задания. После разработки маршрута и заданий квест был презентован Файзуллиной Г.Ш. и сотрудникам Музея Алматы. Пилотный квест был проведен студентами-музееведами 21-го апреля 2019 года в Музее Алматы и включен в список оказываемых услуг учреждением. В более широком формате квест был проведен во время акции «Ночь в музее» 18-го мая 2019 года, охватившая большое количество аудитории.

После завершения проекта студенты и сотрудники музея приобрели опыт в организации и реализации проектов подобного характера, которые способствуют усилению ценностного отношения к музею у детей-участников. В последующем они возможно будут приезжать в музей, и привозить уже своих знакомых.

Таким образом, сегодня музею необходимо «выжить» в конкурентной среде, потому ему необходимо быть готовым к креативу. Музей как социокультурный институт должен быть открытым к новым идеям как сотрудников, так и людей извне. Растущее новое поколение музееведов имеет абсолютно иной взгляд на деятельность музея. Они видят его не просто как «храм древностей», а коммуникационной платформой между прошлым и настоящим, где посредством новых форм взаимодействия, обладающих возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, с аудиторией превращает его в уникальную образовательную среду.

Камшат ДЖИЕНАЛИЕВА,

магистрант КазНУ им. аль-Фараби,

экскурсовод музея г.Алматы

Список использованной литературы:

  1. Грицкевич В.П.  История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. – Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.
  2. Сундиева А.А. Музейная профессия сегодня / А.А. Сундиева // Вестник РГГУ. – 2007. – № 10. – С. 33–41.
  3. Сойкина Н.Ю. Подготовка музейных специалистов на базе Казахского Национального Университета им. аль-Фараби / Н.Ю. Сойкина.  – URL: http://kazmuseum.kz/galym-pikiri/item/1831-podgotovka-muzejnykh-spetsialistov-na-baze-kazakhskogo-nu-im-al-farabi (дата обращения: 03.11.2020).